Интеробразование

Центр развития образования и международной деятельности

Добро пожаловать!



Перейти к разделам:
 
I. Контекст, область применения, цели и принципы
 
II. Европейские стандарты и рекомендации по обеспечению качества в высшем образовании
 
Часть 1: Стандарты и рекомендации для внутреннего обеспечения качества
 
Часть 2: Стандарты и рекомендации для внешнего обеспечения качества
 
Часть 3: Стандарты и рекомендации для агентств по обеспечению качества
 

Одобрено Конференцией Министров в мае 2015
 
Составлено

 
Европейской ассоциацией обеспечения качества высшего образования
Европейским союзом студентов
Европейской ассоциацией университетов
Европейской ассоциацией учреждений высшего образования
Ассоциацией «Международное образование»
Организацией BUSINESSEUROPE
Европейским регистром агентств обеспечения качества в высшем образовании
Предисловие
 
Стандарты и рекомендации по обеспечению качества на Европейском пространстве высшего образования (ESG) были приняты министрами образования в 2005 году по предложению Европейской ассоциации по обеспечению качества высшегообразования (ENQA), которая разработала их в сотрудничестве с Европейским союзом студентов (ESU), Европейской ассоциацией образовательных организаций высшего образования (EURASHE) и Европейской ассоциацией университетов (EUA).
 
С 2005 года был достигнут значительный прогресс, как в области обеспечения качества, так и по другим направлениям Болонского процесса, таким как рамки квалификаций, признание и использование результатов обучения. Все это способствовало изменению парадигмы в сторону студенто-ориентированного образования и обучения.
 
В свете изменившегося контекста в 2012 году Коммюнике Министров пригласило Группу Е4 (ENQA, ESU, EUA, EURASHE) в сотрудничестве с организациями Education International (EI) и BUSINESSEUROPE, а также с Европейским реестром агентств по обеспечению качества в высшем образовании (EQAR) подготовить предложения по пересмотру ESG «для усиления ясности, применимости, полезности и практической значимости содержащихся в этом документе положений».
 
Проведенная работа по пересмотру включала несколько раундов консультаций с привлечением как ключевых заинтересованных сторон, так и министерств. Полученные многочисленные комментарии, предложения и рекомендации были тщательно проанализированы и приняты во внимание Руководящей группой (РГ). Они нашли отражение в итоговой версии Стандартов.
 
Кроме того, предложенный вариант отражает общее мнение всех организаций относительно дальнейших шагов по совершенствованию обеспечения качества на Европейском пространстве высшего образования и является прочной основой для их успешной реализации.
 
Стандарты и рекомендации по обеспечению качества на Европейском пространстве высшего образования версии 2015 года приняты Конференцией Министров в мае 2015 года; мы уверены, что документ отражает достижение консенсуса всех министерств и организаций в вопросе о развитии процедур обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования и, таким образом, обеспечивают прочную основу для успешной реализации таких процедур.
 
Европейская ассоциация обеспечения качества высшего образования (ENQA)
Европейский союз студентов (ESU)
Европейская ассоциация университетов (EUA)
Европейская ассоциация учреждений высшего образования (EURASHE)
При участии:
 
Ассоциации «Международное образование» (EI)
Организации BUSINESSEUROPE
Европейского реестра агентств обеспечения качества в высшем образовании (EQAR)
 
I. Контекст, область применения, цели и принципы
 
Определение контекста

 
Высшее образование, научные исследования и инновации имеют решающее значение в поддержании социального единства, экономического роста и глобальной конкуренции. Поскольку европейское сообщество стремится к созданию общества знаний, высшее образование является существенным компонентом социально-экономического и культурного развития. В то же время растущая необходимость в умениях и компетенциях требует от высшего образования новых решений.
 
Расширение доступа к высшему образованию открывает для вузов возможность использования широкого разнообразия индивидуального опыта. В ответ на диверсификацию и возрастающие ожидания высшее образование должно осуществить принципиальный сдвиг в части преподавания и обучения; усилить студенто-ориентированный подход, включающий в себя гибкие траектории обучения и признание компетенций, приобретенных за рамками программ формального образования. В самих образовательных организациях наблюдается диверсификация миссий, способов предоставления образования, форм сотрудничества, включая возрастающую интернационализацию, дистанционное обучение и новые методы обучения. Обеспечение качества играет ключевую роль в оказании системам образования и образовательным организациям поддержки в осуществлении этих изменений, в обеспечении соответствия квалификаций, получаемых студентами, и их опыта обучения в высшей школе самым современным требованиям миссий их образовательных организаций.
 
Основная цель Стандартов и Рекомендаций по обеспечению качества на Европейском пространстве высшего образования состоит в формировании общего понимания обеспечения качества преподавания и обучения во всех странах и среди всех заинтересованных сторон. Стандарты играли и будут продолжать играть важную роль в развитии национальных и институциональных систем обеспечения качества на Европейском пространстве высшего образования (ЕПВО) и в международном сотрудничестве. Участие в процессах обеспечения качества, особенно внешних, предоставляет возможность европейским системам высшего образования демонстрировать качество и повышать прозрачность, способствуя формированию взаимного доверия, совершенствованию признания квалификаций, программ и других аспектов, связанных с реализацией программ.
 
ESG используются образовательными организациями и агентствами по обеспечению качества в качестве справочного документа по системам внешнего и внутреннего обеспечения качества в высшем образовании. Более того, они используются Европейским регистром агентств обеспечения качества (EQAR), ответственным за регистрацию агентств по обеспечению качества, соответствующих требованиям ESG.
 
Область применения и понятия
 
ESG представляют собой набор стандартов и рекомендаций для обеспечения внутреннего и внешнего качества в системе высшего образования. ESG не являются стандартами качества, они также не предписывают, каким образом должны осуществляться процедуры обеспечения качества. Они содержат общие ориентиры и охватывают жизненно важные направления в области обеспечения качества и образовательной среды в высшем образовании. ESG должны рассматриваться в более широком контексте, включающем в себя рамки квалификаций, ESTC и европейское приложение к диплому, которые также способствуют повышению прозрачности и взаимному доверию в высшем образовании на Европейском пространстве высшего образования.
 
ESG направлены на обеспечение качества обучения и преподавания в высшем образовании, включая образовательную среду и актуальные связи с научными исследованиями и инновациями. В дополнение к этому, образовательные организации определяют политику ипроцедуры в области обеспечения и совершенствования качества других видов своей деятельности, таких как научные исследования и управление.
 
ESG применимы ко всему высшему образованию на Европейском пространстве высшего образования (EHEA-ЕПВО), независимо от формы и места обучения. Такимобразом, ESG также применимы ко всему высшему образованию, включая транснациональное итрансграничное образование. В этом документе термин «программа» относится к высшему образованию в самом широком смысле этого слова, включая образование, не являющеесячастью программы, ведущей к получению формальной квалификации (степени).
 
Высшее образование ставит перед собой множество целей, включая формирование активных граждан, подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности (содействие трудоустройству), поддержку личностного роста, формирование широкой базы передовых знаний, стимулирование научных исследований и инновационной деятельности. К тому же, заинтересованные стороны, имеющие различные приоритеты, могут по-разному понимать качество в высшем образовании, в связи с чем обеспечение качества должно учитывать эти различия в подходах. Качество, хотя и трудно поддается определению, является, главным образом, результатом взаимодействия между преподавателями, студентами и институциональной образовательной средой. Обеспечение качества должно способствовать созданию такой образовательной среды, в которой содержание программ, возможности и средства обучения соответствовали бы заявленным целям.
 
В центре деятельности по обеспечению качества выделяются две взаимосвязанные цели: отчетность и совершенствование. Достижение этих целей способствует формированию доверия к деятельности образовательной организации. Успешная система обеспечения качества предоставляет образовательной организации и общественности информацию относительно качества деятельности образовательной организации (отчетность), а также советы и рекомендации по ее улучшению (совершенствование). Таким образом, обеспечение качества и повышение качества являются взаимосвязанными. Они могут способствовать формированию культуры качества, которая охватывает всех: студентов, преподавателей, руководителей и административный персонал образовательной организации.
 
Термин «обеспечение качества» используется в этом документе для описания всех видов деятельности внутри цикла постоянного совершенствования (т.е. деятельность по обеспечению и совершенствованию качества).
 
Если не указано иначе, под термином заинтересованные стороны в документе понимаются все участники процессов в вузе, включая студентов и сотрудников, а также внешние заинтересованные стороны, такие как работодатели и партнеры вуза.
 
Словосочетание образовательная организация используется в Стандартах и Рекомендациях для обозначения образовательных организаций высшего образования (вузов). Однако, в зависимости от подхода вуза к обеспечению качества оно может обозначать как образовательную организацию в целом, так и любого субъекта внутри вуза.
 
ESG: цели и принципы
 
ESG имеют следующие цели:

 
определяют общую рамку для систем обеспечения качества образования и
обучения на европейском, национальном и институциональном уровне;
способствуют обеспечению и совершенствованию качества высшего
образования в ЕПВО;
поддерживают взаимное доверие и, таким образом, содействуют признанию и мобильности внутри и между государствами;
предоставляют информацию по обеспечению качества в ЕПВО.
Данные цели отражены в структуре ESG и могут быть по-разному использованы и применены образовательными организациями, агентствами и странами. ЕПВО характеризуется разнообразием политических систем, систем высшего образования, социокультурных и образовательных традиций, языков, устремлений и ожиданий. Поэтому какой-либо единственный подход к качеству и обеспечению качества в высшем образовании невозможен. Принятие всех стандартов широкой общественностью является необходимым условием для достижения общего понимания обеспечения качества в Европе. По этим причинам ESG должны носить общий характер, что позволит применять их ко всем формам реализации высшего образования.
 
ESG содержат критерии на европейском уровне, по которым можно оценивать агентства по обеспечению качества и их деятельность. А это обеспечивает применение всеми агентствами по обеспечению качества единых принципов, на основании которых они моделируют конкретные процессы и процедуры в соответствии с целями и требованиям национальных контекстов.
 
ESG основаны на следующих четырех принципах обеспечения качества в ЕПВО:
 
образовательные организации несут основную ответственность за качество предоставляемого образования и его обеспечение;
обеспечение качества отвечает разнообразным потребностям систем высшего образования, образовательных организаций, образовательных программ и студентов;
обеспечение качества поддерживает развитие культуры качества;
обеспечение качества учитывает потребности и ожидания студентов, других заинтересованных сторон и общества.
 
II. Европейские стандарты и рекомендации по обеспечению качества в высшем образовании
 
Стандарты по обеспечению качества состоят из трех частей
:
 
Внутренняя система обеспечения качества
Внешняя система обеспечения качества
Агентства по обеспечению качества
Необходимо иметь в виду, что эти три части тесно взаимосвязаны и в совокупности образуют основу европейской рамки обеспечения качества. Внешняя система обеспечения качества, описанная в Части 2, признает стандарты внутреннего обеспечения качества, описанные в Части 1, таким образом, обеспечивая согласованность внутренней деятельности вузов, с процедурами внешнего обеспечения качества, которые они проходят. Аналогичным образом Часть 3 соотносится с Частью 2. Следовательно, эти три части дополняют друг друга, как на уровне образовательных организаций, так и агентств, а также они предполагают вклад других заинтересованных сторон в эту рамку. В результате, все три части должны трактоваться как одно целое.
 
Стандарты описывают согласованную и принятую практику обеспечения качества в высшем образовании на ЕВПО и поэтому должны учитываться и выполняться всеми, кто вовлечен в реализацию всех видов деятельности высшего образования. Для удобства в Приложении представлен Сводный список стандартов по обеспечению качества.
 
Рекомендации разъясняют важность стандарта, и описывают, как он может быть использован. Они содержат примеры лучших практик, которые могут использоваться всеми участниками процесса обеспечения качества. Их использование будет различным в зависимости от конкретных контекстов.
 
Часть 1: Стандарты и рекомендации для внутреннего обеспечения качества
 
1.1. Политика в области обеспечения качества
 
Стандарт:

Образовательные организации должны иметь политику в области обеспечения качества, которая должна быть в открытом доступе и являться частью стратегического менеджмента образовательной организации. Внутренние заинтересованные стороны должны участвовать в разработке и реализации этой политики через соответствующие структуры и процессы, привлекая представителей внешних заинтересованных сторон.
 
Рекомендации:

Политика и процедуры являются основой целостной и преемственной системы обеспечения качества образования вуза, которая представляет собой цикл постоянного совершенствования и способствует самооценки образовательной организации. Она поддерживает развитие культуры качества, в которой все внутренние заинтересованные стороны берут на себя ответственность за качество и участвуют в обеспечении качества на всех уровнях функционирования образовательной организации. Для этого политика и процедуры должны иметь официальный статус и быть доступны широкой общественности.
 
Политика обеспечения качества является наиболее эффективной, если она отражает связь между научными исследованиями, преподаванием и обучением и учитывает национальный контекст, в котором функционирует вуз, институциональный контекст и стратегический подход. Такая политика поддерживает:
 
организацию системы обеспечения качества;
обязанность участия департаментов, факультетов и других подразделений, а также руководства вуза, индивидуальных сотрудников и студентов в деятельности по обеспечению качества;
процессы, обеспечивающие академическую репутацию и свободу и не допускающие академического обмана;
недопущение любой формы нетерпимости и дискриминации в отношении студентов или сотрудников;
участие представителей внешних заинтересованных сторон в обеспечении качества.
Политика реализуется в практической деятельности посредством разнообразных процессов внутреннего обеспечения качества, которые предполагают участие всех подразделений вуза. Решения о реализации, мониторинге и пересмотре политики принимаются образовательной организацией.
 
Политика в области обеспечения качества также включает в себя любые аспекты деятельности образовательной организации, осуществляемой субподрядчиками или партнерами.
 
1.2 Разработка и утверждение программ
 
Стандарт:

 
Образовательные учреждения должны иметь процедуры разработки и утверждения своих программ. Программы должны разрабатываться в соответствии с установленными для них целями, включая планируемые результаты обучения. Квалификация, получаемая по завершении программы, должна быть четко определена и сформулирована, должна соответствовать требуемому уровню национальной рамки квалификаций для высшего образования и, следовательно, Рамке квалификаций для ЕПВО.
 
Рекомендации:
 
Образовательные программы являются основой формирования образовательной миссии образовательной организации высшего образования. Они обеспечивают студентов, как академическими знаниями, так и необходимыми умениями, и компетенциями, которые могут повлиять на их личностное развитие и могут использоваться в их будущей карьере.
 
Программы:
 
включают в себя общие задачи, соответствующие институциональной стратегии и четко сформулированные результаты обучения;
предполагают участие в разработке программ студентов и других заинтересованных сторон;
предполагают использование преимуществ внешней оценки и рамочных ориентиров;
отражают соответствие четырем целям высшего образования, определенных Советом Европы (см. Область применения и Понятия);
обеспечивают беспрепятственное освоение образовательной программы студента по образовательной траектории;
определяют трудозатраты студентов, например, в ECTS;
включают, где это нужно, структурированные возможности обучения на рабочем месте;
подлежат официальному утверждению на уровне образовательной организации.
 
1.3 Студенто-ориентированное обучение, преподавание и оценка
 
Стандарт:

Вузам следует обеспечить реализацию образовательных программ таким образом, чтобы они стимулировали студентов к активному участию в формировании учебного процесса, данный подход должен быть отражен и в оценке студентов.
 
Рекомендации:
 
Студенто-ориентированное обучение играет важную роль в повышении мотивации, саморефлексии и вовлеченности студентов в учебный процесс. Это означает необходимость тщательного подхода к разработке и реализации образовательной программы и оценке результатов обучения.
 
Реализация студенто-ориентированного обучения:
 
признает и учитывает диверсификацию студентов и их потребностей, обеспечивая возможности реализации гибких траекторий обучения;
рассматривает возможности и предполагает использования различных форм реализации программ, там, где это уместно;
предполагает гибкое использование разнообразных педагогических методов;
предусматривает регулярные оценку и корректировку форм реализации и педагогических методов;
стимулирует формирование у обучающегося чувства автономности при одновременном руководстве и поддержке со стороны преподавателя;
содействует взаимному уважению преподавателя и студента;
предполагает наличие соответствующих процедур рассмотрения жалоб студентов.
Принимая во внимание важность оценки достижений студентов для их будущей карьеры, процедуры обеспечения качества в части оценки должны учитывать следующее:
 
оценщики должны владеть существующими методами тестирования и проведения экзаменов и получать поддержку собственных умений в этой области;
критерии и методы оценки должны быть заранее опубликованы;
оценка позволяет выявить степень достижения студентом поставленных целей применительно к запланированным результатам обучения; студент должен получать обратную связь по результатам оценки, и, при необходимости, рекомендации по дальнейшему обучению;
экзамен, по возможности, должен проводиться более чем одним экзаменатором;
регламенты по оценке должны учитывать смягчающие обстоятельства;
оценка должна быть последовательной, объективной по отношению ко всем студентам и проводиться в соответствии с установленными процедурами;
для студентов должна быть предусмотрена официальная процедура апелляции.
 
1.4 Прием на обучение, освоение образовательной программы, признание и сертификация
 
Стандарт:

 
Образовательные организации должны последовательно применять заранее определенные и опубликованные регламенты, регулирующие все этапы «жизненного цикла» студента, т.е. прием, освоение образовательной программы, признание и сертификацию.
 
Рекомендации:
 
Создание условий и предоставление поддержки, необходимой для успешного обучения студентов, отвечает интересам студентов, программ, образовательных организаций и систем. В этой связи критически важно иметь в наличии адекватные установленным целям процедуры приема, оценки, признания и завершения обучения, особенно при наличии внутренней и внешней мобильности студентов (включая международную).
 
Важно, чтобы политика в сфере доступа, процедуры и критерии приема студентов осуществлялись последовательно и прозрачно. Студенты должны быть ознакомлены с образовательной организацией и программой.
 
Образовательная организация должна иметь в своем активе процедуры и инструменты для сбора и мониторинга информации об академических достижениях студентов и для принятия на ее основании соответствующих мер.
 
Справедливое признание квалификаций высшего образования, периодов обучения и ранее полученного обучения, включая признание неформального и неофициального обучения, является неотъемлемой частью обеспечения освоения образовательной программы студентами и способствует развитию мобильности.
 
Процедуры признания основываются на:
 
институциональной практике признания в соответствии с принципами Лиссабонской Конвенции о признании;
сотрудничестве с другими образовательными организациями, агентствами по обеспечению качества и национальными центрами ENIC/NARIC для обеспечения единых подходов к признанию в масштабах страны.
Завершение обучения представляет собой кульминацию периода обучения студента. Студенты должны получить документы, разъясняющие присвоенную квалификацию, включая достигнутые результаты обучения, а также контекст, уровень, содержание и статус полученного образования, и свидетельства его успешного завершения.
 
1.5 Преподавательский состав
 
Стандарт:

 
Образовательные организации должны быть уверены в компетенциях своих преподавателей. Они должны применять объективные и прозрачные процессы приема на работу и профессионального развития педагогического состава.
 
Рекомендации:
 
Роль преподавателя является главной в обеспечении приобретения студентом высококачественного опыта обучении и создании условий приобретения им знаний, умений и компетенций. Диверсификация контингента студентов и строгая ориентация на результаты обучения требуют студенто-ориентированного подхода, а, следовательно, изменения роли преподавателя (см. Стандарт 1.3).
 
Образовательные организации несут главную ответственность за качество своих сотрудников и за предоставление им благоприятных условий для эффективной работы.
 
Эти условия:
 
предполагают установление ясных, прозрачных и справедливых процедур найма на работу и условий занятости, которые признают важность преподавания;
предоставляют возможности и способствуют профессиональному развитию профессорско-преподавательского состава;
поощряют научную деятельность для укрепления связи между образованием и научными исследованиями;
поощряют инновации в методиках преподавании и использование новых технологий.
 
1.6 Образовательные ресурсы и система поддержки студентов
 
Стандарт:

 
Образовательные организации должны иметь необходимое финансирование для образовательной деятельности и обеспечивать предоставление студентам доступа к необходимым образовательным ресурсам и материалам.
 
Рекомендации:
 
Для получения успешного опыта высшего образования вузы предоставляют студентам образовательные ресурсы для оказания им помощи в обучении. Эти ресурсы могут быть как материальными (библиотеки, аудитории и инфраструктура ИКТ), так и человеческими (наставники, консультанты и другие советники). Роль служб поддержки особенно важна для содействия мобильности студентов как внутри образовательной системы, так и между различными системами высшего образования.
 
При распределении, планировании и предоставлении образовательных ресурсов и материалам студентам необходимо учитывать потребности различных категорий студентов (взрослых, работающих, заочников, иностранных студентов, а также студентов с ограниченными возможностями), а также переход к студенто-ориентированному обучению.
 
Поддержка может быть организована по-разному в соответствии с возможностями образовательной организации. Однако система внутреннего обеспечения качества должна следить за соответствием различных форм поддержки установленным целям, их доступностью и за информированием студентов относительно этих услуг.
 
При предоставлении услуг по поддержке ключевая роль принадлежит вспомогательному и административному персоналу, который должен иметь соответствующие квалификации и возможности для развития собственных компетенций.
 
1.7 Управление информацией
 
Стандарт:

 
Образовательные учреждения должны обеспечивать сбор, анализ и использование актуальной информации для эффективного управления своими программами и другими направлениями деятельности.
 
Рекомендации:
 
Достоверная информация – необходимое условие для обоснованного принятия решений. Образовательные организации должны использовать эту информацию для того, чтобы знать, что работает эффективно, а что нуждается в улучшении. Необходима уверенность в том, что вуз имеет эффективные процедуры для сбора и анализа информации о своих программах и другой своей деятельности и использует полученные сведения для внутренней системы обеспечения качества.
 
Тип и миссия образовательной организации определяют, какая информация подлежит сбору. Интерес представляет следующее:
 
ключевые показатели эффективности деятельности;
сведения о контингенте студентов;
освоение образовательной программы, достижения студентов и отсев;
удовлетворенность студентов программой;
наличие образовательных ресурсов и служб поддержки студентов;
траектории развития карьеры выпускников.
Могут использоваться различные методы сбора информации. Важно, чтобы студенты и сотрудники были вовлечены в сбор и анализ информации и планирование корректирующих действий.
 
1.8 Информирование общественности
 
Стандарт:

 
Образовательные организации должны публиковать информацию о своей
 
деятельности, включая сведения о реализуемых образовательных программах. Эта информация должна быть ясной, точной, объективной, актуальной и доступной.

Рекомендации:

 
Информация о деятельности образовательных организаций полезна как для абитуриентов и студентов, так и для выпускников, других заинтересованных сторон и широкой общественности.
 
Поэтому образовательные организации должны предоставлять информацию о своей деятельности, включая реализуемые образовательные программы, планируемые результаты обучения по этим программам, присваиваемые квалификации, преподавание, обучение, процедуры оценки, проходные баллы и возможности обучения, предоставляемые студентам, а также информацию о возможностях трудоустройства.
 
1.9 Текущий мониторинг и внесение изменений по результатам пересмотра образовательных программ
 
Стандарт:

 
Образовательные организации должны проводить мониторинг и обновлять реализуемые образовательные программы для обеспечения достижения ими установленных целей и соответствия потребностям студентов и общества. Этот пересмотр должны приводить к постоянному совершенствованию программ. Все заинтересованные лица должны быть проинформированы о любых запланированных или предпринятых действиях в отношении этих программ.

Рекомендации:

 
Регулярный мониторинг, периодический пересмотр  и обновление реализуемых образовательных программ имеют целью обеспечение их эффективной реализации и создание благоприятной среды обучения для студентов.
 
Это включает в себя оценку:
 
содержания программ в свете последних достижений науки в конкретной предметной области для обеспечения актуальности программ;
изменяющихся потребностей общества;
трудозатрат студентов, освоения ими образовательной программы, завершения ими программ;
эффективности процедур оценки студентов;
ожиданий, потребностей и удовлетворенности студентов обучением по программе;
образовательной среды и служб поддержки и их соответствия целям программы.
Программы регулярно пересматриваются и обновляются с привлечением студентов и других заинтересованных сторон. Собранная информация анализируется, и программа приводится в соответствие с требованиями времени. Внесенные изменения публикуются.
 
1.10 Циклы процедур внешнего обеспечения качества
 
Стандарт:

 
Образовательные организации должны проходить процедуры внешнего обеспечения качества в соответствии с Европейскими стандартами и Рекомендациями на регулярной основе.
 
Рекомендации:
 
Внешнее обеспечение качества в его различных формах позволяет верифицировать эффективность процессов внутреннего обеспечения качества, служит катализатором совершенствования и открывает новые возможности для вуза. Оно также предоставляет вузу и общественности информацию о качестве деятельности образовательного учреждения.
 
При прохождении вузами циклической процедуры внешнего обеспечения качества следует учитывать, где это необходимо, требования национального законодательства. Поэтому, в зависимости от нормативно-правовой рамки, внешнее обеспечение качества может принимать различные формы и осуществляться на разных уровнях (таких как программа, факультет или вуз).
 
Обеспечение качества – это непрерывный процесс, который не заканчивается получением внешнего отзыва, написанием отчета или процессами выполнения полученных рекомендаций. Поэтому вузы должны стремиться к тому, чтобы прогресс, достигнутый со времени последней процедуры внешнего обеспечения качества, принимался во внимание при подготовке к следующей процедуре.
 
Часть 2: Стандарты и рекомендации для внешнего обеспечения качества
 
2.1 Учет данных внутреннего обеспечения качества

 
Стандарт:
 
Процедуры внешнего обеспечения качества должны быть направлены на эффективность процессов внутреннего обеспечения качества, описанных в Части 1 ESG.
 
Рекомендации:
 
Обеспечение качества в высшем образовании предполагает ответственность образовательной организации за качество реализуемых образовательных программ и других предоставляемых услуг; поэтому важно, чтобы внешние процессы обеспечения качества признавали и поддерживали ответственность вузов за обеспечение качества. Для эффективного взаимодействия систем внутреннего и внешнего обеспечения качества внешнее обеспечение качества должно принимать во внимание стандарты Части 1, которые могут использоваться по-разному в зависимости от вида процедуры внешнего обеспечения качества.
 
2.2 Разработка методологии, отвечающей поставленным целям
 
Стандарт:

 
Все процедуры внешнего обеспечения качества должны быть определены и разработаны в точном соответствии с установленными целями и задачами и на основе соответствующих нормативно-правовых документов. Необходимо привлекать все заинтересованные стороны к разработке и постоянному совершенствованию этих процедур.
 
Рекомендации:

Для обеспечения эффективности и объективности процедур внешнего обеспечения качества важно, чтобы их цели были согласованы со всеми заинтересованными сторонами.
 
Цели, задачи и реализация процессов должны:
 
принимать во внимание уровень трудозатрат и их стоимость для образовательной организации;
учитывать необходимость поддержки вузов в повышении качества;
предусматривать возможности для вузов продемонстрировать повышение качества;
обеспечить предоставление четкой информации о результатах, а также о предпринятых мерах.
Система внешнего обеспечения качества может быть более гибкой, если образовательные организации способны продемонстрировать эффективность собственных процедур внутреннего обеспечения качества.
 
2.3 Реализация процессов
 
Стандарт:

 
Процедуры внешней оценки качества должны быть надежными, полезными, заранее определенными, они должны применяться последовательно, а их результаты должны быть опубликованы. Такие процедуры включают:
 
самооценку или аналогичную процедуру;
внешнюю оценку, обычно предполагающую посещение вуза группой экспертов;
отчет о результатах внешней оценки;
последовательное исполнение рекомендаций.
 
Рекомендации:
 
Процедуры внешнего обеспечения качества, выполненные профессионально, последовательно и прозрачно, обеспечивают их принятие и воздействие.
 
В зависимости от методики характера системы внешнего обеспечения качества образовательная организация предоставляет основу для процедур внешнего обеспечения качества в форме отчета о самооценке или других материалов, включая подтверждающую документацию. Предоставленная документация, как правило, дополняется интервью с заинтересованными сторонами во время визита в образовательное учреждение. Результаты оценки обобщаются в отчете (см. Стандарт 2.5) группы внешних экспертов (см. Стандарт 2.4).
 
Процедуры внешнего обеспечения качества не заканчиваются публикацией отчета. Отчет является руководством для дальнейших действий со стороны вуза. Агентства используют установленные процедуры для отслеживания мер, предпринятых вузом. Характер этих процедур зависит от особенностей системы внешнего обеспечения качества.
 
2.4 Привлекаемые эксперты
 
Стандарт:

Внешнее обеспечение качества должна проводиться группой внешних экспертов, включающей студента (-ов).
 
Рекомендации:

В основе внешнего обеспечения качества лежит опыт внешних экспертов, которые вносят свой вклад в работу агентства, представляя различные точки зрения, включая мнения представителей других вузов, представителей академического сообщества, студентов и работодателей/практиков-профессионалов.
 
Для обеспечения значимости и преемственности работы экспертов необходимо обеспечить:
 
их тщательный отбор;
наличие у них соответствующих умений и компетенций для выполнения
поставленных задач;
их тренинг и /или проведение для них брифинга.
Агентство обеспечивает независимость экспертов посредством механизма исключения конфликта интересов.
 
Является желательным участие международных экспертов в процедурах внешнего обеспечения качества, например, в качестве членов экспертной комиссии, поскольку оно придает дополнительное измерение разработке и реализации этих процессов.
 
2.5 Критерии результатов
 
Стандарт:

 
Все результаты или суждения, являющиеся результатом внешней оценки качества, должны быть основаны на четко сформулированных и опубликованных критериях, применяемых последовательно, независимо от того, заканчивается ли процедура принятием официального решения.
 
 
 
Рекомендации:
 
Внешнее обеспечение качества и особенно его результаты оказывают значительное влияние на оцениваемые образовательные организации и реализуемые образовательные программы.
 
В интересах обеспечения равенства и надежности результаты процессов и процедур внешнего обеспечения качества должны основываться на заранее установленных и опубликованных критериях, которые интерпретируются единообразно и основаны на предоставленных свидетельствах. В зависимости от внешней системы обеспечения качества результаты могут принимать различные формы, такие, как, например, рекомендации, решения или официальные заключения.
 
2.6 Отчетность
 
Стандарт:

 
Полный текст отчета экспертов должен быть опубликован в открытом доступе для академического сообщества, внешних партнеров и других заинтересованных лиц. Если агентство принимает какое-либо официальное решение на основе отчета, это решение также подлежит опубликованию вместе с отчетом.
 
Рекомендации:
 
Отчет экспертов является основой для принятия образовательной организацией мер по результатам внешней оценки, он также предоставляет информацию обществу относительно деятельности вуза. Следовательно, в целях использования его для дальнейших действий, он должен быть четко структурирован, написан ясным языком и содержать:
 
описание контекста (для определения места вуза в его специфическом контексте);
описание процедуры, включая участвующих экспертов;
проанализированные данные, процедуру анализа и его результаты;
выводы;
примеры эффективных практик, используемых в вузе;
рекомендации по необходимым мерам.
Может оказаться полезной подготовка краткого отчета.
 
Для обеспечения фактологической достоверности отчета образовательной организации должна быть предоставлена возможность указать на фактические ошибки до появления окончательного варианта отчета.
 
2.7 Жалобы и апелляции
 
Стандарт:

 
Апелляционные процедуры и процедуры подачи жалоб должны быть четко определены. Они должны составлять часть регламента процедур внешнего обеспечения  качества и доводиться до сведения образовательных учреждений.
 
Рекомендации:
 
В целях обеспечения прав образовательных организаций и справедливого принятия решений, процедуры внешнего обеспечения  качества должны быть открытыми и подотчетными. Тем не менее, могут возникнуть некоторые разногласия или неудовлетворенность процессом или официальными результатами.
 
Образовательные организации должны иметь доступ к процедурам, позволяющим им выразить свою озабоченность агентству; агентства должны решать такие вопросы профессионально посредством четко определенных и последовательно применяемых процедур.
 
Процедура апелляции позволяет вузу выразить свою неудовлетворенность проведением процесса или лицами, его проводившими.
 
При апелляции вуз подвергает сомнению официальные результаты процесса там, где он может продемонстрировать, что результат оценки не основан на убедительных свидетельствах/данных, что критерии применялись некорректно или что процессы были непоследовательными
 
Часть 3: Стандарты и рекомендации для агентств по обеспечению качества
 
 
3.1 Деятельность, политика и процессы обеспечения качества
 
Стандарт:

 
Агентства должны проводить регулярную деятельность по внешнему обеспечению  качества, как это определено в Части 2. ESG. Они должны иметь ясные и четко сформулированные цели и задачи, которые являются неотъемлемой частью их опубликованной миссии. Эти цели и задачи должны воплощаться в повседневной деятельности агентства. Агентства должны обеспечивать участие заинтересованных сторон в своей работе.
 
Рекомендации:
 
Для придания значимости процедурам внешнего обеспечения качества, важно, чтобы вузы и общественность доверяли агентствам.
 
Поэтому должны быть описаны и опубликованы цели и задачи деятельности по обеспечению качества, а также характер взаимодействия между агентствами, а также их взаимодействия с соответствующими заинтересованными сторонами, в частности с образовательными организации, а также — область деятельности агентств. Экспертные возможности могут быть расширены посредством включения в комитеты агентства международных экспертов.
 
Для достижения целей агентства осуществляют различные виды деятельности по обеспечению качества, такие как оценка, проверка, аудит, аккредитация и другие подобные процедуры, как на программном, так и на институциональном уровне. Эти виды деятельности могут принимать различные формы. Если агентства осуществляют какую-либо другую деятельность, они должны проводить четкое разграничение между внешним обеспечением качества и другими направлениями деятельности.
 
3.2 Официальный статус
 
Стандарт:

 
Агентства должны иметь признанный правовой статус и официальное признание в качестве агентств по обеспечению качества со стороны компетентных государственных органов.
 
Рекомендации:
 
В частности, когда внешнее обеспечение качества проводится с целью установления соответствия нормативно-правовой базе, вузы должны быть уверены, что результаты этого процесса будут приняты системой высшего образования, государством, заинтересованными сторонами и общественностью.
 
3.3 Независимость
 
Стандарт:

 
Агентства должны быть независимы и действовать автономно. Они несут полную ответственность за свою деятельность и ее результаты, и третьи стороны не могут влиять на них.
 
Рекомендации:
 
Автономным вузам нужны независимые агентства в качестве партнеров. Для независимости агентства важны следующие факторы:
 
-        Организационная независимость, подтвержденная официальными документами (например, правительственные документы, нормативно-правовые акты или устав организации), в которых указана независимость агентства от третьих сторон, таких как вузы, правительственные организации и другие организации заинтересованных сторон;
 
-        Функциональная независимость: определение и реализация процедур и методов, используемых агентствами, а также номинация и назначение внешних экспертов осуществляются независимо от третьих сторон, таких как вузы, правительственные организации и другие организации заинтересованных сторон;
 
-        Независимость официальных результатов: при том, что в процессах обеспечения качества принимают участие эксперты, представляющие значимые заинтересованные стороны, в частности студенты, за окончательные результаты этих процедур несет ответственность агентство.
 
Агентства должны проинформировать всех участников внешнего обеспечения качества (например, экспертов), что, несмотря на то, что они могут быть номинированы третьей стороной, во время работы с агентством они выступают от своего собственного лица, а не представляют интересы своей организации. Независимость важна для того, чтобы все процедуры и решения были основаны исключительно на опыте экспертов.
 
3.4 Тематический анализ
 
Стандарт
:
 
Агентства должны регулярно публиковать отчеты, которые описывают и анализируют общие результаты деятельности по внешнему обеспечению качества.

Рекомендации:

 
В процессе своей работы агентства получают информацию о программах и образовательных организациях, которая может быть полезна и для других целей, предоставляя данные для структурированного анализа всей системы высшего образования. Эти материалы могут быть полезны для анализа и совершенствования политики в области обеспечения качества на институциональном, национальном и международном уровнях.
 
Тщательный анализ этой информации продемонстрирует тенденции и тренды развития, а также примеры успешной практики и выявит нерешенные проблемы.
 
3.5 Ресурсы
 
Стандарт:

 
Агентства должны обладать достаточными и необходимыми человеческими и финансовыми ресурсами для осуществления своей деятельности.
 
Рекомендации:
 
Принимая во внимание огромное влияние высшего образования на развитие обществ и отдельных лиц, в интересах государства предоставлять агентствам необходимое и достаточное финансирование. Ресурсы агентства позволяют ему эффективно и продуктивно организовывать и реализовывать деятельность в области внешнего обеспечения качества. Кроме этого, ресурсы позволяют анализировать и совершенствовать деятельность агентств и информировать общественность об их деятельности.
 
3.6 Внутренняя система обеспечения качества и профессиональное поведение
 
Стандарт:

 
Агентства должны иметь процедуры для внутреннего обеспечения качества, относящиеся к определению, обеспечению и повышению качества и к добросовестности выполняемой деятельности.
 
Рекомендации:
 
Агентства должны быть подотчетны заинтересованным сторонам. Поэтому необходимы высокие профессиональные стандарты и профессиональная этика. Оценка и совершенствование деятельности должны осуществляться постоянно, чтобы обеспечить оптимальный уровень услуг, предоставляемых вузам и обществу.
 
На веб-сайтах агентств должна быть размещена информация о внутренней политике обеспечения качества. Данная политика:
 
направлена на обеспечение компетентности, профессионализма и соблюдения этических норм всеми лицами, участвующими в деятельности агентства;
предусматривает механизмы внешней и внутренней обратной связи, которые способствуют постоянному совершенствованию работы агентств;
направлена на недопущение любых проявлений нетерпимости и дискриминации;
предусматривает систему коммуникации с соответствующими государственными органами, под юрисдикцией которых находится агентство;
направлена на обеспечение соответствия деятельности субподрядчиков и создаваемых ими материалов требованиям ESG, в случае делегирования субподрядчикам некоторых элементов процедур обеспечения качества;
позволяет агентству устанавливать статус и признание вузов, в которых проводятся процедуры внешнего обеспечения качества.
 
3.7 Цикл внешней оценки агентств
 
Стандарт:

 
Агентства должны проходить процедуру внешней оценки своей деятельности на соответствие ESG не реже, чем один раз в пять лет.
 
Рекомендации:
 
Периодическая внешняя оценка поможет агентству проанализировать свою политику и деятельность. Она предоставляет возможность продемонстрировать самому агентству и его заинтересованным сторонам, что агентство продолжает следовать принципам, изложенным в ESG.
 
III. Приложение: Сводный список стандартов
 
Часть 1: Стандарты для внутреннего обеспечения качества
 
1.1.            Политика обеспечения качества

 
Образовательные организации должны иметь опубликованную политику обеспечения качества, которая является частью их стратегического менеджмента. Внутренние заинтересованные стороны должны участвовать в разработке и реализации этой политики через соответствующие структуры и процессы, привлекая при этом внешние заинтересованные стороны.

1.2.            Разработка и утверждение программ

 
Образовательные организации должны иметь процедуры для разработки и утверждения своих программ. Программы должны разрабатываться в соответствии с установленными целями, включая планируемые результаты обучения. Квалификация, получаемая по завершении программы, должна быть четко определена и сформулирована в соответствии с определенным уровнем национальной рамки квалификаций для высшего образования и, следовательно, с Рамкой квалификаций ЕПВО.

1.3 Студенто-ориентированное обучение, преподавание и оценка

 
Образовательным организациям следует обеспечить реализацию образовательных программ таким образом, чтобы они стимулировали студентов к активному участию в построении образовательного процесса, данный подход должен быть отражен и в оценке студентов.
 
1.4 Прием, освоение образовательной программы, признание и сертификация
 
Образовательные организации должны иметь заранее определенные, опубликованные и последовательно применяемые правила, регулирующие все периоды «жизненного цикла» студентов, т.е. прием на обучение, освоение образовательной программы, признание и сертификацию.

1.5 Преподавательский состав

 
Образовательные организации должны быть уверены в компетенциях своих преподавателей. Они должны применять объективные и прозрачные процессы найма на работу и обеспечения профессионального развития сотрудников.
 
1.6. Образовательные ресурсы и система поддержки студентов
 
Образовательные организации должны иметь соответствующее финансирование для осуществления деятельности в области преподавания и обучения, адекватные и доступные образовательные ресурсы и службы поддержки студентов.
 
1.7 Управление информацией
 
Образовательные организации должны обеспечивать сбор, анализ и использование релевантной информации для эффективного управления своими программами и другими направлениями деятельности.

1.8 Информирование общественности

Образовательные организации должны публиковать информацию о своей деятельности, включая программы, которая должна быть ясной, точной, объективной, актуальной и доступной.
 
1.9 Текущий мониторинг и периодический пересмотр программ
 
Образовательные организации должны проводить мониторинг и периодический пересмотр программ для достижения ими поставленных целей и обеспечения соответствия потребностям студентов и общества. Этот пересмотр должен приводить к постоянному совершенствованию программ. Все заинтересованные лица должны быть проинформированы о любых запланированных или предпринятых действиях в отношении этих программ.

1.10 Цикл процедур внешнего обеспечения качества

 
Образовательные организации должны на регулярной основе проходить процедуры внешнего обеспечения качества в соответствии с Европейскими Стандартами и Рекомендациями.
 
Часть 2: Стандарты и рекомендации для внешнего обеспечения  качества
 
2.1 Учет внутреннего обеспечения качества

 
Процедуры внешнего обеспечения качества должны быть направлены на эффективность процедур внутреннего обеспечения качества, описанных в Части 1 ESG.

2.2 Разработка методологии, отвечающей поставленным целям

 
Все процедуры внешнего обеспечения  качества должны быть определены и разработаны в соответствии с определенными целями и задачами и на основе соответствующих нормативно-правовых документов. Необходимо привлекать все заинтересованные стороны к разработке и совершенствованию этих процессов.

2.3 Реализация процессов

 
Процедуры внешнего обеспечения  качества должны быть надежными, полезными, заранее определенными, они должны применяться последовательно, а их результаты должны быть опубликованы. Такие процедуры включают:
 
самооценку или аналогичную процедуру;
внешнюю оценку, обычно предполагающую посещение вуза группой экспертов;
отчет о результатах внешней оценки;
последовательные меры по выполнению рекомендаций.
2.4 Привлекаемые эксперты
 
Внешнее обеспечение качества должно осуществляться в рамках профессиональной системы «оценки равными по статусу» группой внешних экспертов, включающей студента (-ов).
 
2.5 Критерии результатов
 
Все результаты и суждения, являющиеся результатами процедур внешнего обеспечения качества, должны быть основаны на четко определенных и опубликованных критериях, применяемых последовательно и согласованно, независимо от того, заканчивается ли процедура принятием официального заключения.

2.6 Отчетность

 
Полные тексты отчетов экспертов должны быть опубликованы в свободном доступе для академического сообщества, внешних партнеров и других заинтересованных лиц. Если агентство принимает официальное решение на основе отчетов, это решение должно быть опубликовано вместе с отчетом.

2.7 Жалобы и апелляции

 
Апелляционные процедуры и процедуры подачи и рассмотрения жалоб должны быть четко определены в структуре процедур обеспечения качества и должны быть доведены до сведения образовательных учреждений.
 
Часть 3: Стандарты для агентств по обеспечению качества

3.1 Деятельность, политика и процессы обеспечения качества

 
Агентства должны проводить регулярную деятельность по внешнему обеспечению качества, как это определено в Части 2. ESG. Они должны иметь ясные и четко сформулированные цели и задачи, которые являются неотъемлемой частью их опубликованной миссии. Эти цели и задачи должны воплощаться в повседневной деятельности агентства. Агентства должны обеспечивать участие заинтересованных сторон в управлении и деятельности агентств.

3.2 Официальный статус

 
Агентства должны иметь юридический статус и официальное признание со стороны компетентных государственных органов.

3.3 Независимость

 
Агентства должны быть независимы и действовать автономно. Они несут полную ответственность за свою деятельность и ее результаты, на которые не имеют право влиять третьи стороны.

3.4 Тематический анализ

 
Агентства должны регулярно публиковать отчеты, которые описывают и анализируют общие результаты их деятельности по внешнему обеспечению качества.

3.5 Ресурсы

 
Агентства должны обладать достаточными и необходимыми ресурсами, как человеческими, так и финансовыми, для выполнения своей работы.

3.6 Внутренняя система обеспечения качества и профессиональное поведение

 
Агентства должны иметь процедуры в области внутреннего обеспечения качества в части определения, обеспечения и совершенствования качества и добросовестности реализуемой деятельности.
 
3.7 Периодическая внешняя оценка агентств
 
Агентства должны проходить процедуру внешней оценки своей деятельности на соответствие ESG не реже, чем один раз в пять лет.