Интеробразование

Центр развития образования и международной деятельности

Добро пожаловать!

Болонский процесс — это процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию.  В качестве основной цели Болонский процесс должен был обеспечить сближение, гармонизацию и последовательность систем высшего образования в Европе.
 
Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран
 
Европейское пространство высшего образования (ЕПВО, англ. European Higher Education Area, EHEA) — единое европейское образовательное пространство в области высшего образования стран — участниц Болонского процесса.  Было оформлено в марте 2010 года во время конференции Будапешт — Вена министров образования Европы.
 
14-15 мая 2015 года в Ереване состоялся Четвертый Болонский политический Форум, совмещенный с Девятой конференцией Министров стран Европейского пространства высшего образования; российскую делегацию возглавил Министр образования и науки Российской Федерации.
 
По итогам форума были приняты Ереванское коммюнике Министерской конференции и Декларация Четвертого Болонского политического форума.
В соответствии с указанным Коммюнике, Российской Федерацией взяты на себя обязательства, включающие, в частности, внесение изменений в национальное законодательство с целью полного выполнения требований Лиссабонской конвенции о признании квалификаций с предоставлением отчётов Секретариату Болонского процесса к концу 2016 года, подготовка аналитических сведений по ряду значимых процессов и индикаторов сферы образования, обеспечения мобильности научно-педагогического персонала с учётом рекомендаций Рабочей группы Болонского процесса по мобильности и интернационализации, обеспечение автоматического признания квалификаций, присвоенных в других странах ЕПВО, на том же уровне, как и в случае с соответствующими национальными квалификациями, обеспечение возможности для высших учебных заведений использовать подходящее агентство, зарегистрированное в EQAR (Европейском реестре обеспечения качества) — для внешнего контроля качества с учётом порядка принятия решений по итогам такой процедуры на национальном уровне, и другие.
 
(Лиссабонская конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе) была принята 11.4.1997 года. Конвенция предусматривает создание целостной и согласованной структуры признания соответствующих квалификаций в рамках системы высшего образования; направлена на формирование правовой базы для регулирования признания квалификационных документов. В Конвенции, в том числе, обозначены процедурные вопросы принятия решений в сфере признания соответствующих квалификаций государственными органами стран, присоединившихся к Конвенции)